Сегодня мы решили заняться разъяснением того, с чем рано или поздно, к сожалению, столкнется любой велосипедист, вне зависимости от уровня катания. Почему так важно правильно накачивать велосипедные колеса? От этого зависит очень многое:
Перекаченные колеса приведут к:
- Повышенной вероятности прокола колеса;
- Ухудшению сцепления с поверхностью трассы;
- Появлению дискомфорта при езде за счет большей жесткости;
- Увеличению тормозного пути;
- Ухудшению управляемости.
Приспущенные колеса приведут к:
- Большему износу покрышек;
- Большей вероятности повреждения покрышки;
- Ухудшению управляемости и маневренности;
- Увеличению затрачиваемой энергии при движении;
- Увеличению контактного пятна и, как следствие, значительного снижения динамики;
- Большей вероятности повреждения обода.
С одной стороны, вопрос кажется простым, а ответ на него очевидным. Казалось бы, делов то - как правильно накачать велосипедное колесо. Но с другой стороны, взявшись за решение проблемы, сразу начинаешь понимать все сложности процесса - какой насос взять, и, собственно, сколько качать. Не хочется называть эту статью панацеей, но на наш взгляд, она будет крайне полезна не только начинающим велосипедистам, но и тем, кто хочет улучшить не только свои навыки катания, но и его качество.
Начнем с азов
Шина велосипеда состоит из двух компонентов - камеры и покрышки. Вне зависимости от камеры, она накачивается до значений, которые обозначены на самой покрышке. Найти их можно на боковой стороне и выглядят они, как правило, следующим образом:
Практически на всех покрышках будет указан диапазон давления с его максимальным и минимальным значениями. Не стоит выходить за пределы указанных диапазонов, если вы хотите продлить срок их службы, избежать возможных повреждений камеры и обода колеса, и хотите получить максимальное удовольствие и комфорт при езде. Диапазоны могут измеряться в разных значениях:
- BAR - метрическая единица измерения давления, равняется 100 000 PA (Паскали);
- kPA (КилоПаскали) - единица измерения давления, равняется BAR*100;
- PSI - единица давления, выраженная в фунтах силы на квадратный дюйм площади.
Давление меряется специальным прибором, который называется - манометр. Мы настоятельно рекомендуем либо иметь насос со встроенным манометром, либо обзавестись им как отдельным аксессуаром.
Какое именно давление должно быть в шинах (ближе к минимальному рекомендованному значению или максимальному) зависит от типа трассы. Если вы не знаете трассу заранее мы рекомендуем придерживаться универсальной таблице значений, чтобы узнать до скольки накачивать колеса велосипеда:
Каким насосом пользоваться
На сегодняшний день в велосипедном мире распространены три типа клапанов:
- Автомобильный, он же Schrader, он же Automobile Valve или AV;
- Велосипедный, он же Presta или SV (характерны для покрышек шоссейников или гибридов);
- Старый велониппель, он же Dunlop.
Они отличаются друг от друга толщиной штока, что напрямую влияет на величину отверстия в ободе. Как правило, все современные насосы совместимы со всеми видами клапанов камер. Однако, бывают исключения - узкоспециализированные насосы, сделанные под определенный вид клапана (маркировка на самом насосе подскажет вам о его предназначении).
В общем, насосы бывают четырех типов:
- Ручные
- Высокого давления
- Ножные
- Напольные
Простите за повторение, но опять-таки, вне зависимости от выбора типа насоса, мы настоятельно рекомендуем остановить свой выбор на модели со встроенным манометром.
Давление в зависимости от типа велосипеда
- Для горных велосипедов: общее правило - чем выше ширина покрышки, тем выше нужно давление. В зависимости от типа условий трассы:
- Для каменистой трассы - давление выше среднего значения
- Для грунта - чуть выше среднего значения
- Для песка - ближе к минимальному значению
- Для снега - ближе к минимальному значению
- При высоких температурах - ближе к минимальному значению
- Для городских велосипедов: рекомендуется устанавливать чуть выше среднего значения указанного на покрышках диапазона давления.
- Для шоссейных велосипедов: рекомендуется устанавливать максимальное значение указанного на покрышках диапазона давления.
Как часто проверять давление в покрышках
Ответ на этот вопрос напрямую зависит от частоты катания, стиля катания, погодных условий и специфики трассы. Мы настоятельно рекомендуем замерять давление на новых велосипедах хотя бы один раз в месяц при спокойной езде, на трассах с хорошим покрытием в пределах городской местности.
Если же вы катаетесь более экстремально и по более сложным трассам с худшими условиями, мы рекомендуем замерять давление чаще, хотя бы раз в две недели.
Со временем, вы начнете “чувствовать" свой велосипед так, что при наличии перекаченного или подспущенного колеса, поведение байка, как например ухудшение в управляемости, подскажет вам о наличии проблемы с давлением в покрышках.
Вне зависимости от уровня развитости “чувства” велосипеда, мы рекомендуем посмотреть на ваши покрышки перед каждой поездкой - если под вашим весом они сильно “продавливаются”, лучше измерить давление в шинах.
Практические советы
- Меньшее давление колеса будет гасить лучше возможные вибрации и неровности, что напрямую скажется на качестве и комфорте езды. Этот фактор стоит учесть при езде по грунтовым покрытиям.
- Большее давление колеса позволит развить большую скорость при меньших усилиях. Этот фактор стоит учесть при езде по трассам с твердым и ровным покрытием.
- Если вы передвигаетесь на велосипеде с грузом в рюкзаке или в багажнике, стоит учесть его при учете давления в шинах. Чем больше вес груза, тем выше давление.
- Частое спускание шин может свидетельствовать о необходимости ремонта или скорой замены камеры или даже покрышки.
- Портативные насосы удобно возить с собой, но накачивать шины ими дольше и менее практично.
- Наличие манометра заметно улучшит вашу жизнь при возможной необходимости подкачивания давления в шинах.
- Наличие колпачков на клапанах шин предотвратит не только возможное спускание шин, но и убережет сами клапаны от повреждений и засорений.
На этом все! Мы надеемся, что данная статья поможет вам не только улучшить получаемое удовольствие от катания, но и быть “вооруженным” на случай, если необходимо будет подкачать давление в шинах самому. Спасибо, что были с нами!
Ни гвоздя, ни проколов, ни спущенных шин вам!