Жажда скорости! Да-да, на наш взгляд именно по этой причине вы находитесь сейчас именно на этой страничке своего браузера. В этом нет ничего постыдного, тут нечего стесняться, скорее наоборот - в этом можно и нужно признаться. Именно тяга к этому заставляет людей выбирать шоссейные велосипеды. Но мы можем ошибаться, и вы сейчас читаете эту статью совершенно по другой причине. Как бы там ни было, по прочтении вы точно сможете подобрать себе шоссейный велосипед, который удовлетворит вашу жажду к скорости. Устраивайтесь поудобней, мы начинаем!
Что такое шоссейный велосипед?
Шоссейный велосипед, он же шоссейник, он же шоссер - специально сконструированный велосипед для скоростной езды на асфальтированных дорогах хорошего качества. Ключевыми моментами тут являются два фактора - первый, и, пожалуй, самый важный, это скорость. Второй - среда, в которой он применяется, а именно - качественное покрытие.
Шоссейный велосипед легко отличить на дорогах от других типов и классов велосипедов по некоторым характерным признакам и атрибутам. Все они, в отдельности и в совокупности нацелены на одно - увеличение скоростных качеств велосипеда.
- Сверхлегкая рама - с характерной геометрией, как правило, выполненная из сверхлегких материалов с хорошими показателями прочности;
- Большие колеса - как правило, 28 дюймовые. Обеспечивают быстрый набор скорости, способны удерживать ее и обладают большим накатом;
- Тонкие покрышки - как правило шириной от 18 до 28 миллиметров, без особо заметного, ярко-выраженного протектора;
- Жесткая вилка - отсутствие переднего амортизатора - он не нужен на трассе и только мешает развитию скорости;
- Изогнутый руль - для улучшения аэродинамических показателей и более удобного расположения рук при поездках на большое расстояние;
- Многопередаточная трансмиссия - самый широко распространенный вариант - 3 на 8 и 3 на 9, с общим количеством передач до 27;
- Легкие тормоза - для уменьшения веса, как правило v-образные с высокой модуляцией.
Типы “прожарки" шоссейных велосипедов
Есть несколько разновидностей шоссейных велосипедов. В зависимости от назначения, они отличаются между собой своей конструкцией и некоторыми деталями.
- Универсальный - идеально подходит для поездок на расстояние от 50 до 250 километров за раз. Классический шоссейный велосипед;
- Прогулочный - главное отличие заключается в характерном для маунтибайков (МТБ) руле. За счет этого, позиция и положение тела во время езды позволяют обеспечить более комфортный и улучшенный обзор по сторонам. Идеально подходит для поездок на не столь высокой скорости.
- Гоночный - сверхлегкий, с самым качественным и дорогим оборудованием и характерными колесами. Идеально подходит для треков, велогонок, триатлонов и групповых гонок.
- Циклокроссовый - отличается от классического шоссейного велосипеда наличием более широкой и толстой внедорожной резиной, немного видоизмененной геометрией рамы и характерными кантилеверными или дисковыми тормозами. Форма рамы адаптирована специально под более низкие “грунтовые” скорости и под удобную носку на плече. Идеально подходит для велокросса, с характерным для него сложными дорожными условиями.
Выбор шоссейного велосипеда – шаг первый
Первым шагом в выборе шоссейника принято считать выбор рамы. Как Земля крутится вокруг солнца, так велосипед “крутится” вокруг своей рамы. Поэтому, к выбору рамы нужно подойти особенно тщательно и скрупулезно. Правильная ростовка - залог комфортной и удобной езды, которая уменьшит не только усталость ваших рук, ног и спины, но и позволит свести к минимуму риск возможных травм и ненужных повреждений. Мы рекомендуем вам воспользоваться нашей сводной таблицей - она будет вашим ориентиром и путеводной звездой в мире велосипедных рам:
Размер |
Диапазон роста |
XXS |
140 см - 153 см |
XS |
150 см - 165 см |
S |
163 см - 170 см |
S/M |
165 см - 175 см |
M |
170 см - 178 см |
M/L |
178 см - 183 см |
L |
183 см - 190 см |
XL |
190 см - 198 см |
XXL |
195 см - 203 см |
Тут не все так однозначно и просто как хотелось бы - очень многое зависит от строения тела и индивидуальных особенностей. Однако, придерживаясь нижеприведенных советов - подобрать идеальную раму не только возможно, но и реально:
- В стоячем положении, расстояние от верхней трубы рамы до промежности должно составлять более 6 сантиметров, в идеале около 10 сантиметров - чтобы избежать возможные травмы при падениях и столкновениях;
- Ширина руля должна соответствовать ширине плеч или приблизительно ровняться им - для уменьшения усталости рук и более удобной управляемости велосипедом;
- В сидячем положении руки должны свободно лежать на руле и без особых усилий доставать и касаться крайних его точек - будь-то “рожки”, тормозные ручки или манетки. Очевидно, что, если вы этого не можете сделать, вам нужно пересесть на меньший размер рамы.
- Все в этом же сидячем положении, проекция втулки переднего колеса должна быть посередине вашего корпуса или немного дальше. Важно при этом убедиться в правильности регулировки сидения по высоте.
- Высота седла должна позволять почти до конца выпрямлять ноги в нижнем положении педалей. Это позволит достичь идеального положения корпуса тела, которое для шоссейных велосипедов находиться на уровне 90 градусов.
- В зависимости от стиля катания - меньшая рама для большей маневренности, большая рама для более спокойного и ровного катания.
На вкус и цвет
Важно также подобрать материал, из которого будет сделана рама. Среди шоссейных велосипедов наиболее распространенными являются рамы из алюминиевых сплавов - металлические, и из углеродного волокна - карбоновые.
- Сталь - плюсы: прочная и надежная; минусы: достаточно тяжелая и подвержена коррозии;
- Алюминий - плюсы: идеальное соотношение веса и цены, не ржавеют и достаточны прочны; минусы: цена;
- Титан - плюсы: прочность, низкий вес, долговечность и устойчивость к ударам и коррозии; минусы: крайне высокая цена, не пригодны для ремонта;
- Карбон - плюсы: низкий вес, высокая прочность, можно забыть о ржавчине навсегда; минусы: крайне дорогая и хрупкая при точечных ударах (характерна для профессиональных видов спорта).
Тут все как и во всем - за все лучшее надо платить. Поэтому, выбор сильно зависит как от того, где вы будете применять велосипед, так и от вашего бюджета. Мы знаем ответ на эти вопросы - они сугубо личные. Однако, мы настоятельно не рекомендуем выбирать самый дешевый вариант. Последствия данного выбора могут быть критичны - вы не будете получать должного удовольствия от катания и попросту забросите свое увлечение. Обращайте также внимание на наличие и срок гарантии.
Штурвал корабля
Идем дальше, следующее на что стоит обратить внимание - это руль. На шоссейных велосипедах бывает несколько видов рулей - каждый со своей спецификой и возможностями:
- Прямой руль - способен предоставить только один вид обхвата, характерен для прогулочных и городских моделей;
- Руль баран - способен предоставить 4 основных вида обхвата, которые напрямую влияют на положение корпуса тела. Получил свое название за схожесть конструкции с рогами барана, благодаря чему обладает малой сопротивляемостью воздуху. Существует множество разновидностей данного типа руля, в зависимости от выбранной дисциплины и ударений в сторону одних или других качеств руля:
- Аэродинамический шоссейный руль - имеет более обтекаемую форму для улучшения аэродинамических качеств. Выполнен из ультралегких материалов - как правило карбона, для уменьшения общей массы;
- Комбинированный с выносом - идеален с точки зрения веса, способен спрятать в себя всю проводку тросов;
- Лежак - специальное приспособление, которое крепится отдельно на руль и способно дать дополнительную точку опоры для локтей. Помимо всего прочего, позволяет разгрузить спину. В виду особенностей - применяется в групповых гонках и драфтинге.
Мы рекомендуем вам остановить свой выбор именно на руле баран - он практичнее и удобнее, особенно при преодолении длительных дистанций.
Колеса
С рулями разобрались, переходим к колесам. Это достаточно важный элемент при езде и от них во многом зависит какой будет накат. Существует 4 вида колес, каждый из которых отличается в параметрах:
- Низкопрофильные - плюсы: низкий вес; минусы: маленькая энергия;
- Высокопрофильные - плюсы: прочные; минусы: больший вес в сравнении с низкопрофильными;
- Диски - плюсы: максимум инерции; минусы: крайне тяжелый;
- Аэродинамичные гоночные - плюсы: обтекаемость, идеальное соотношение веса и прочности; минусы: высокая стоимость.
При выборе покрышек стоит обратить внимание на их толщину - чем больше, тем выше будет контактное пятно с поверхностью трассы, а значит и выше сцепление.
Важно сделать правильный выбор, так как от этого будет зависеть накат и амортизация. Для данного типа характерна толщина до 23-25 миллиметров для гоночных и до 28 миллиметров для всех остальных.
Тормоза
Идем дальше. Для шоссейных велосипедов характерны два вида тормозов:
- Дисковые - плюсы: не прикасаются к ободу колеса, больший контроль над торможением, меньше зависят от погодных условий; минусы: вес. Принцип работы - наличие отдельного тормозного диска на колесе. Бывают либо механическими (характерны для любителей и более надежные), либо гидравлическими (обладают большим контролем нажатия и характерны для спортивных моделей.
- V-образные - плюсы: легкий вес; минусы: стирают обод, увеличенный тормозной путь в дождливую погоду. Принцип работы - зажимают обод колеса с двух сторон резиновыми тормозными колодками.
Трансмиссия или сердце любого велосипеда
Трансмиссия состоит из шатунов, передних звезд, переключателей, кассеты, цепи и монетки. Задача трансмиссии - четкое, плавное и безукоризненное переключение передач. Выбор в пользу той или иной трансмиссии довольно сложен и всецело зависит от целей использования и степени предвзятости к ее работе. Мы рекомендуем пользоваться приведенной ниже таблицей основных брендов на рынке Shimano и SRAM:
Уровень |
Назначение |
SHIMANO |
SRAM |
1 |
Свободное катание |
2300 |
|
2 |
Фитнес |
Claris |
3.0 |
3 |
Любительские старты |
Sora |
APEX |
4 |
Средний класс |
Tiagra |
APEX |
5 |
Полупрофессиональный класс |
105 |
Apex/Rival |
6 |
Профессиональная шоссейная группа |
Ultegra |
Force |
7 |
Профессиональная шоссейная группа - электронное переключение |
Ultra Di2 |
|
8 |
Ультра профессиональная шоссейная группа - электронное переключение |
Dura Ace/Di2 |
Red |
Напомним - чем выше уровень, тем выше качество и надежность трансмиссии. Однако вместе с этим, значительно возрастает цена конечного велосипеда.
Педали
Переходим к последнему элементу - педали велосипеда. Это важный элемент, хотя бы потому, что он не входит в стандартный набор при покупке шоссейного велосипеда. Да-да, вы не ошиблись, нет смысла перечитывать прошлое предложение, все верно. Педали приобретаются отдельно, чтобы учесть все тонкости и нюансы строения ноги. Так повелось из покон веков… Есть три типа, разных по конструкции:
- Платформы - начальный уровень, самые распространенные и простые;
- Контактные педали - за счет того, что давление на педаль оказывается не только в момент нажатия, но и подъема, они гораздо эффективнее педалей платформ. Требуют специальной обуви;
- Туклипсы - схожи с контактными педалями, но эффект достигается за счет ремней на педалях, которые фиксируют подошву к ним.
От себя в конце хотим добавить - при покупке шоссейного велосипеда, первым делом подбирайте его в зависимости от целей использования - сколько раз в день и как долго вы планируете на нем кататься; по какому покрытию; насколько серьезно вы хотите увлекаться велоспортом. От ответов на эти вопросы зависит насколько целесообразно приобретать топовые модели c дорогостоящим оборудованием.
На этом все! Если у вас остаются какие-то вопросы - это нормально и естественно. Мы рекомендуем вам прочитать статью на тему как выбрать велосипед по стилю катания, как выбрать велосипед по росту, как выбрать марку велосипеда. Они помогут вам освоиться и познакомиться поближе с велосипедным миром.
Мы надеемся, что данная статья поможет вам выбрать свой шоссейный велосипед и вы сможете не только приобщиться к большому и увлекательному миру велосипедов, но и стать его полноправным членом и соратником! Добро пожаловать в семью!