Горный велосипед, он же маунтибайк, он же Mountain Bike, он же сокращенно MTB - в народе его называют по-разному, но всегда имеют в виду одно и то же - он такой один. Первый горный велосипед был изобретен в 1930 годах, и мы могли бы долго рассказывать об этапах становления и изменениях, которые он претерпел, однако это не урок истории, да и вопрос у нас совершенно иной - как выбрать горный велосипед? На чем мы сделаем акцент, так это на том, что с момента создания горный велосипед стал самой популярной моделью среди велосипедов. Ассортимент горных велосипедов и количество его видов стало настолько большим, что в нем стало сложно разобраться не только начинающим или любителям велосипедов, но и увлекающимся фанатам. Как из всего этого разнообразия выбрать горный велосипед?
На наш взгляд, велосипед это очень сложный и довольно таки объемный вопрос. Он настолько трудный, что в какой-то момент нам даже стало интересно, сколько человек задается вопросом “какой горный велосипед лучше выбрать” ежедневно на планете…
На данную тематику было написано не мало статей, и не меньше видеороликов снято. В данном разборе мы постарались уместить ответ на него. Мы не берем какой-то один бренд или несколько, все велосипеды собираются по сути из одних и тех же компонентов. Как правило, разница в цене кроется в таких показателях как уровень комплектующих и накрутки за брэнд. Поэтому, предлагаем вам получше усесться в кресле, приготовить себе заранее приятный напиток (мы рекомендуем употреблять с данной статьей чай с лимоном, но это скорее рекомендация, а не инструкция к применению) и углубиться в увлекательный мир горных велосипедов. Итак, надеемся все готовы. Свет! Камера! Мотор! Начали!
Ростовка
Размер рамы, дюймы |
Соответствующий рост |
13 |
130-145 см |
14 |
145 - 160 см |
15 |
150 – 165 см |
16 |
155 – 168 см |
17 |
159 – 171 см |
18 |
165 – 180 см |
19 |
170 - 185 см |
20 |
175 – 190 см |
21 |
182 – 195 см |
22 |
185 – 200 см |
Прежде всего, велосипед выбирается по такому показателю как рост. Именно отталкиваясь от него и выбирается размер рамы вашего “железного коня”. Расстояние от каретки до конца подседельной трубы и есть размер нашей рамы.
Данная таблица позволяет понять, между размерами каких рам стоит выбирать. Но не все так просто, есть также дополнительные нюансы, которые стоит учесть, чтобы кататься было не только удобно, но и комфортно.
Так, если ростовка находится по середине между двух размеров рам - стоит отдать предпочтение меньшей по размеру раме, если вы будете агрессивно его использовать. Вы будете им легче управлять и велосипед в целом будет гораздо маневреннее. Для более спокойного катания, стоит сделать выбор в пользу большего размера.
Назначение горных велосипедов
Начнем с самого главного и основного. Горный велосипед - прежде всего многофункционален. Он конечно же, прежде всего, предназначен для передвижения по бездорожью, с наличием как крутых спусков, так и резких подъемов. При этом, конструкция велосипеда позволяет не только возможным добраться из пункта А в пункт Б, но сделать это максимально комфортно и удобно, учитывая все сложности и экстремальности пути - не только пересеченной местности, но и погодных условий.
По сути, если сравнивать этот класс велосипедов, то его можно сравнить с танком, потому что “танки грязи не боятся!” Если продолжить цепочку сравнения, то стоит отметить, что и на параде они хорошо смотрятся и отлично управляются - на трассе или асфальтированной дороге передвигаться на горном велосипеде будет также комфортно. Хотя, по удобству и скорости они будут уступать другому классу велосипедов, которые специально для этого предназначены.
Если идти по убыванию, по назначению они разделяются на:
- Велотуризм (езда по трассе или бездорожью);
- Триал или Trial (преодоление препятствий);
- Дерт или Dirt (прыжки с трамплинов);
- Стрит или Street (экстрим вождение с прыжками);
- Кросс-кантри или Cross Country (гонка по пересечённой местности со спусками, затяжными подъёмами, скоростными и техническими участками);
- Даунхилл или Downhill (гонка с препятствиями с горы - одно из самых экстремальных предназначений);
- Фрирайд или Freeride (езда по сложным, порой искусственно сооружённым трассам, использующим естественные природные и искусственные препятствия).
Имея в голове общее представление о предназначении, можно смело перейти к типам горных велосипедов.
Типы горных велосипедов
Горные велосипеды разделяются по типу амортизации на три вида, а именно:
- Ригиды - от английского Rigid, что в переводе означает - “жесткий, твердый, строгий или суровый” и в прямом смысле описывает этот тип. Полное отсутствие амортизации. Он отличается повышенной управляемостью и легким весом, но не любит прощать ошибок. Используется для Триала и Дерта;
- Хардтейл - от английского Hard tail, что в переводе означает “твердый хвост”. Характеризуются наличием амортизации только на передней вилке. Используется для кросс-кантри или гибрида.
- Двухподвес - наличие двух амортизаторов, как переднего, так и заднего. Используется для фрирайда и даунхилла.
Если вам покажется, что прочитанного достаточно для правильного выбора, то спешим вас расстроить, есть еще один нюанс!
Особенности конструкции
В велосипеде есть несколько деталей, которые по сути и составляют основные технические характеристики вашего будущего “железного друга”. К ним относятся тип рамы, вид тормозов, типа и размера колеса и марки трансмиссии. Они помогут вам выбрать хороший горный велосипед. На них мы и остановимся поподробнее.
А начнем мы, пожалуй, с самого основного компонента - с базы, вокруг чего строится весь велосипед.
Типы рам
Стальная рама - самая распространенная рама на рынке велосипедов. Она сверх прочная, достаточно эластичная, прослужит долгое время и при этом дешевая. Велосипеды, оснащенные данным типом рам, имеют отличный накат. Единственный недостаток – большой вес. Именно поэтому не подходит для всех по предназначению, в частности там, где вес играет критическое значение.
Алюминиевая рама (алюминиевые сплавы)- главное преимущество заключается в ее весе - сверх легкая. К сожалению, за этот выдающийся показатель придется не только выложить приличную сумму денег, но и поплатиться другим показателем - прочностью. К другим минусам стоит также отнести ее жесткость в виду плохой передачи вибрации.
Карбоновая рама - золотая середина или сочетание лучших качеств алюминиевой рамы и стальной. Она сверх прочная и сверх легкая. Обладает отличными характеристиками гашения вибрации и ударов. Единственный минус - цена, за приставку “сверх” придется доплатить, так как она сверх дорогая.
Важно, при выборе рамы (вне зависимости от типа), чтобы расстояние от верхней трубы рамы до паха велосипедиста в стоящем положении было не менее 10-12 сантиметров. Не из соображений стиля и моды, а сугубо во имя безопасности и избежания возможных ударов и ушибов в особо “чувствительных” местах!
Стоит также учесть ваш вес и строение при выборе рамы для велосипеда - если вам предстоит часто поднимать и “таскать” на себе велосипед - стоит отдать предпочтение более легким материалам.
Ну что же, пора обуть нашего “зверя” во что-то. Переходим к следующему аспекту.
Колеса
При выборе колес стоит обратить внимание на два аспекта - из чего выполнены обода и тип покрышек. Обода могут быть из стали, алюминиевые сплавы или с анодированием. Тут принцип, как и у рам, - стальные прочные, но очень тяжелые, и мы их, честно говоря, не рекомендуем. Плюсом является их цена. Обода из алюминиевых сплавов значительно легче и практичней, хотя и дороже. Ну и обода с анодированием - топовый вариант, но за него нужно будет выложить дополнительную сумму.
При выборе протектора стоит отталкиваться всецело от целей использования - более агрессивный для экстремальных трасс для лучшего сцепления, и менее агрессивный при спокойном катании по ровной местности.
Тут стоит также обратить внимание на вес. Чем выше вес велосипедиста, тем меньше должен быть радиус колес. Так при весе в 120 килограмм гораздо легче получить знаменитую “восьмерку” на колеса в 29 дюймов, нежели чем в 27 дюймов.
Колеса велосипеда получают самую большую нагрузку при прохождении сложных трасс, именно поэтому мы советуем приобретать двойной обод - он прочнее и способен выдерживать гораздо большие нагрузки.
Помимо этого, имейте в виду - чем меньше радиус колеса - тем больше маневренности при поворотах, но и меньше расстояние, пройденное велосипедом без вращения педалей. Тут стоит опираться на цели использования при выборе.
Зная все, что нужно для того, чтобы быстро “бегать”, перейдем к разделу, как не менее быстро тормозить.
Тормоза
Дисковые механические - данный тип тормозов используется на всех видах мотоциклов и мопедов - наличие тормозного диска с клипером. При торможении клипер зажимает тормозной диск, за счет чего происходит торможение. Отличительная особенность - нет соприкосновения с ободом колеса.
Дисковые гидравлические - принцип тот же, что и с дисковыми механическими, за одним исключением - зажим диска происходит не за счет троса, а за счет масла. Характерны для даунхиллов, фрирайдов и триалов.
Ободные - их часто называют вибрейками от английского V-Brake. Своему названию они обязаны своей форме, а именно зажимом обода колеса колодками. Отличаются простотой в обслуживании. Не столь хороши в плохую погоду или на сильном бездорожье. Могут быстро засориться, что значительно повлияет на тормозной путь велосипеда.
Ножные - характерны для велосипедов с одной передачей. Торможение происходит за счет прокручивания педалей в обратную сторону. Обладают рядом плюсов, такими как отсутствие в уходе или обслуживании за счет герметичности устройства. Главный минус - несовместимость с механической трансмиссией.
Трансмиссия
Выбор в пользу той или иной трансмиссии для велосипеда довольно сложен и всецело зависит от целей использования и степени предвзятости к ее непосредственной работе. Стоимость от базовой модели до топовой разнится в разы. Основными брендами на рынке являются Shimano и SRAM, мы рекомендуем пользоваться таблицей при их выборе.
Уровень |
SHIMANO |
SRAM |
Базовый |
Tourney |
- |
Начальный |
Acera ALTUS |
X-3 |
Ниже среднего |
ALIVIO |
X-4 |
Средний |
DEORE |
X-5 |
Выше среднего |
SLX LX |
X-6 |
Высокий |
XT |
X-7 |
Высший |
XTR |
X-8 |
Топ |
- |
X-9 |
Чем выше уровень, тем лучше работает трансмиссия и меньше вероятность каких-либо проблем с работой механики.
Итоги
В целом, это основные моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе горного велосипеда. Аспектов и нюансов очень много, но, если учесть их, - можно быть уверенным в правильности выбора. Нам придется вас немного расстроить, а может обрадовать. Это не последний ваш выбор - вы будете прогрессировать, и вместе с этим у вас появится желание попробовать новые направления или же просто проапгрейдить свой райд. Важно, чтобы выбранный горный велосипед не испортил вам ваш настрой, эмоции и впечатления от катания.
Мы искренне надеемся, что чая с лимоном хватило вам на всю длину статьи, а ознакомление с ней помогло вам приблизится к ответу на вопрос, какой горный велосипед выбрать. Мы также настоятельно рекомендуем вам ознакомиться со статьей, как правильно выбрать велосипед по стилю, росту и по цене. Если вам понравился выбор нашего напитка, то эту статью мы рекомендуем читать со стаканчиком минеральной воды.